Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Замедление темпов развития экономики России, вводимые экономические санкции в отношении ряда предприятия, а также в целом рыночные отношения определили методы анализа и учета показателей для организаций. Кризисные ситуации в экономике еще более остро подчеркнули значение выручки от продаж для любого российского бизнеса.
Выручка является основным источником в любой сфере деятельности. Выручка принимает непосредственное участие при образовании финансовых ресурсов организации, образующей основной ее денежный поток. Весь производственный процесс предприятия нацелен на получение выручки, в связи с чем организуется ее планирование исходя их разработанной финансовой стратегии. При формировании финансовой стратегии организация осуществляет мониторинг движения денежных средств, основным из которых является выручка. Исходя из анализа выручки оцениваются такие показатели как прибыль, товарооборот, анализируется учетная политика, конкретное положение организации на рынке.
Глава 1. Теоретические основы анализа эффективности управления экономического субъекта
1.1. Понятие эффективности управления экономического субъекта
В условиях социально ориентированной рыночной экономики возрастает роль и значение эффективности деятельности предприятий всех форм собственности и сфер деятельности.
Определение эффективности деятельности предприятий является исходным пунктом в разработке обоснованной экономической политики предприятия, постановки задач, а ее обеспечение выступает необходимым условием выживания предприятий в динамичной конкурентной среде.
Эффективность предприятия - неоднозначная, сложная экономическая категория, поэтому представляется необходимым установить, что следует понимать под этим термином. На данный момент выработан целый ряд различных определений экономической эффективности предприятия [14, c.75].
Питер Друкер в своей книге «Практика менеджмента» определяет ее как максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами [4, с. 26].
Схожий смысл вкладывают в это понятие Роберт Каплан и Дэвид Нортон, указывая, что эффективность - это «относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение», и отечественные исследователи А. М. Жемчугова и М. К. Жемчугов: «Эффективность - результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение».
При этом важное положение для теоретического представления об эффективности предприятия содержится в статье И.В. Матяш [12, с. 63], предлагающей разграничить внутреннюю и внешнюю эффективность и характеризовать внутреннюю эффективность показателем нормы прибыли (рентабельности капитала), а внешнюю - сравнением нормы прибыли экономики (рыночной ставки процента) и нормы прибыли предприятия или проекта. Исходя из этой классификации, автор формулирует важный тезис о том, что «предприятие может быть рентабельным с точки зрения внутренней оценки эффективности и в то же время неэффективным для экономики в целом проект может считаться эффективным с точки зрения окупаемости затрат общественного капитала, если рентабельность активов предприятия (в каждый момент реализации проекта) будет выше рыночной ставки», а иначе «такой проект снижает эффективность общественного капитала и с точки зрения экономики является неоправданным по затратам ресурсов».
1.2 Цели и задачи анализа эффективности управления экономического субъекта
Анализ и оценка эффективности деятельности предприятия - это завершающий этап анализа финансовой деятельности предприятия на котором эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, замена оборудования или технологии и другие решения должны пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста, и роста общей эффективности.
Основными задачами анализа показателей эффективности, деятельности предприятия являются:
- оценка хозяйственной ситуации;
- выявление факторов и причин, определивших сложившееся состояние;
- выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности;
- подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений.
Результаты анализа способствуют росту информированности администрации предприятия и других пользователей экономической информации - субъектов анализа - о состоянии интересующих их объектов. Цели субъектов анализа могут быть самыми различными, но главная цель анализа эффективности хозяйственной деятельности - это получение небольшого числа ключевых параметров, позволяющих дать точную оценку, как текущего состояния объекта, так и ожидаемых перспектив его развития.
1.3 Методика анализа эффективности управления экономического субъекта
До настоящего времени проблема разработки методологии оценки эффективности деятельности российских предприятий остается нерешенной. Несмотря на повышенное внимание к проблеме оценки эффективности деятельности предприятия, в экономической литературе нет четкого представления о сущности эффективности, отсутствует подробная классификация характеристик и критериев эффективности.
В практическом аспекте оценка эффективности деятельности экономического субъекта должна основываться на количественном измерении и оценке показателей результативности. Изучение понятия результативности было предпринято в зарубежной экономической литературе. Совокупность критериев результативности, в частности производительности организационной системы, исследовалась американскими учеными.
Анализ литературы позволяет выделить три основных направления в определении методов оценки экономической эффективности.
Представители первого направления ‒ В. В. Ковалев и Г. В. Савицкая, В. Н. Патров, В. А. Уланов, приводят наиболее традиционные и призванные научной общественностью показатели экономической эффективности, имеющие широкое распространение в России. Показатели оценки экономической эффективности они предлагают разделить на следующие группы:
Показатели эффективности использования производственных ресурсов: основных средств, материальных оборотных средств, средств в расчетах, трудовых ресурсов;
Показатели эффективности использования ресурсов, отражаемых в балансе;
Показатели эффективности финансовых вложений;
Показатели рентабельности.
Представители второго направления ‒ А. Д. Шеремет, М. И. Баканов и др., считают, что экономическая эффективность предприятия оценивается комплексно, и методы ее оценки делятся на 2 группы:
Комплексно, без расчета интегрального показателя
Комплексно, с расчетом единого интегрального показателя.
Примерами первого из названных групп показателей является:
‒ динамическое сравнение (горизонтальный анализ) показателей;
‒ пространственное сравнение;
‒ группировки показателей по разным признакам и др.
Глава 2. Расчетная часть
2.1 Горизонтальный и вертикальный анализ баланса
Акционерное общество «Южуралзолото Группа Компаний» (АО «ЮГК») - одно из крупнейших золотодобывающих предприятий России по объёму производства и запасам. Все предприятия Группы находятся в Российской Федерации.
Добытая руда перерабатывается на собственных предприятиях, которые располагаются в непосредственной близости от месторождений. В состав Группы входят следующие перерабатывающие мощности: Фабрика законченного цикла обогащения (ФЗЦО) им. Артема, Кочкарская золотоизвлекательная фабрика (ЗИФ), опытно-промышленнные установки кучного выщелачивания на месторождениях Светлинское, Куросан, и Березняки в Челябинской области, Золотоизвлекательная фабрика (ЗИФ) в пос. Коммунар, в Республике Хакасия.
Пассивы АО «ЮГК» включают в себя следующие разделы. Капитал и резервы их стоимость на конец 2019 г. составила 13498684 тыс. руб., большая часть из которых формировалась за счет нераспределенной прибыли. По итогам 2019 г. наблюдается снижение капитала и резервов на 2% относительно 2018 г. в связи со снижением нераспределенной прибыли.
Из оценки структуры активов следует, что за анализируемый период наблюдается снижение доли капиталов и резервов до 42,7% по итогам 2019 г. На это оказало существенное увеличение долгосрочных заемных средств на 12% до 21,2%, а также кредиторской задолженности на 14,3% до 22,5%.
2.2 Анализ финансовой устойчивости
Результаты расчетов коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость АО «ЮГК», приведены в таблице 7.
По данным таблицы 7 можно заключить о высокой степени финансовой зависимости предприятия. Это подтверждает коэффициент автономии, который имеет значение ниже нормы 0,5.
Важной характеристикой устойчивости финансового состояния является коэффициент маневренности собственного капитала. Данный коэффициент имеет отрицательное значение. Это означает, что значительная часть собственного капитала предприятия сосредоточена в ценностях немобильного характера, которые являются менее ликвидными, а, следовательно, не могут быть в течение ближайшего времени преобразованы в денежную наличность. Таким образом, полученные расчеты свидетельствуют о неустойчивом финансовом положении АО «ЮГК».
2.3 Анализ ликвидности бухгалтерского баланса
Одной из ключевых задач анализа финансового положения предприятия является изучение показателей, отражающих его ликвидность. Представим группировку активов и обязательств (таблица 9).
По данным таблицы 9 можно констатировать, что баланс АО «ЮГК» не соответствует критериям абсолютной ликвидности по параметру А1>П1. Так, по параметру А1>П1 платежный недостаток на 31.12.2019 г. составил 6007917 тыс. руб.
Вместе с тем, для предприятий с низкой скоростью оборота запасов существует необходимости поддерживать свободные остатки денежных средств на уровне 20-40% текущих обязательств. Выполнение неравенства А4>П4 свидетельствует о недостатке собственных оборотных средств у АО «ЮГК».
2.4 Анализ платежеспособности
Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера.
Коэффициенты платежеспособности АО «ЮГК» за 2017-2019 гг. приведены в таблице 10.
2.5 Анализ отчета о финансовых результатах и показателей рентабельности
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. На основании данных «Отчет о финансовых результатах» за 2017-2019 гг. проведем анализ финансовых результатов АО «ЮГК», который представлен в таблице 11.
Из данных таблицы 9 следует, что в АО «ЮГК» за 2017-2018 гг. наблюдается увеличение валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли. По итогам 2018 г. прибыли от продаж составила 4827266 тыс. руб., рост относительно 2018 г. составил в 3 раза. Данный рост был вызван существенным увеличением выручки предприятия. По итогам 2019 г. наблюдается более быстрые темпы роста себестоимости продаж (+11%) и коммерческих расходов (в 8,1 раза) по сравнению с выручкой (+5,5%), что привело к снижению прибыли от продаж на 556218 тыс. руб. или 11,5%.
От прочей деятельности получен положительный финансовый результат в 2019 г., который увеличил сумму прибыли до налогообложения в 2019 г. Прибыль до налогообложения по итогам 2019 г. составила 4516419 тыс. руб., рост относительно 2018 г. составил 1996925 тыс. руб. или 79,3%. Таким образом, дальнейшее увеличение выручки является основным резервом роста прибыли организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
АО «ЮГК» - одно из крупнейших золотодобывающих предприятий России по объёму производства и запасам. Все предприятия Группы находятся в Российской Федерации.
Проведенный анализ показал, что в АО «ЮГК» за 2017-2018 гг. наблюдается увеличение валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли. По итогам 2018 г. прибыли от продаж составила 4827266 тыс. руб., рост относительно 2018 г. составил в 3 раза. Данный рост был вызван существенным увеличением выручки предприятия. По итогам 2019 г. наблюдается более быстрые темпы роста себестоимости продаж (+11%) и коммерческих расходов (в 8,1 раза) по сравнению с выручкой (+5,5%), что привело к снижению прибыли от продаж на 556218 тыс. руб. или 11,5% .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): учебник. - М. : Дашков и К, 2018. - 372 с.
3. Брусов П.Н. Современные корпоративные финансы (для бакалавров). – Москва: КноРус, 2018. – 337 с.
4. Волков О.И. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 298 с.
5. Кибанов А.Я. Управление персоналом: теория и практика : учебно-практическое пособие. – Москва : Проспект, 2018. – 265 с.
6. Кокин А.С. Корпоративные финансы: Учебное пособие. – Москва: Издательский Центр РИОР, 2017. - 369 с.
7. Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий): учебник, 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 430 с.
8. Кондратьева М.Н. Экономика предприятия : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Ульяновск: УлГТУ,2018. – 306 с.
9. Липчиу Н.В. Корпоративные финансы (для бакалавров). – Москва : КноРус, 2017. – 228 с.
10. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 529 с.
11. Никитина Н.В. Корпоративные финансы. – Москва: КноРус, 2017. – 509 с.
12. Олейникова И.Н. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие. – Таганрог: РГСУ. Изд-ль Ступин А.Н.,2018. – 463 с.
13. Рамперсад Х. Универсальная система показателей: как достигать результатов, сохраняя целостность. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2017. – 352 с.
14. Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – Москва : Стандарты и качество, 2018. – 153 с.
15. Розенков Д. А. Классический менеджмент: организационные структуры управления : учеб. пособие. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2017. – 368 с.
16. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. – Москва: Инфра-М, 2020. – 451 с.
17. Самодуров Д. О. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала [Текст]: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук / Д. О. Самодуров. - Санкт-Петербург, 2016. – 58 с.
18. Самылин А.И. Корпоративные финансы: Финансовые расчеты: Учебник. – Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 472 с.
19. Светуньков С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2019. – 198 с.
20. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. – Москва : Контроллинг, 2018. – 132 с.
21. Филиппов В. П. Применение метода оценки совокупного экономического эффекта от внедрения среды разработки // Вестник Российского университета кооперации. - 2020. - № 2. - С. 57-62.
22. Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учебник. - 3-е изд . - М. : Дашков и К' , 2019. - 625 с.